Практический словарь японских терминов игры Го
Господа! Я должен предупредить, что предлагаемый словарь – литературное произведение. Жанр его, тем не менее, достаточно трудно определить. Автор словаря, по моему мнению, старался выразить именно свое личное отношение к терминам, рассматривая их скорее как концепции, нежели как принятые кем-то и где-то определенные лингвистические разработки. Будем помнить, что это, наконец, первый публичный опыт подобного рода в открытом доступе в Интернет. То, что получилось, напоминает мне больше “методичку”, однако это – особая “методичка”. Честное слово, сам смеялся от души, узнавая тот или иной оборот, ту или иную ассоциацию. Некоторые фразы автора поразительно коротки, но бьют, как ни странно, в самую суть.
Игорь попросил меня дать авторское предисловие к тому, что мне было интересно составить. Нет проблем. С конца августа, благодаря его стараниям, я поднялся с самого низа до 2 кю. Приняв задачу идти коротким путем, делая только то, что я пока могу понять, я добился большого количества побед. Те слова, которые я пытался объяснить здесь, я часто слышу от ребят в клубе и на серверах. Они же постоянно встречаются в книгах по го на русском. По-моему, нечего наводить тень на плетень, давая какое-то немыслемое научное толкование простым вещам. Меня в Каратэ учили, к слову, что прыжок идет только вверх. Это кажется только, что он может быть вперед или вбок, но, по сути – вверх, именно там обязана быть “мысль прыжка”. У меня, например, не нашлось бы времени на научное “чтиво”. Это мой уровень, наконец. Когда я дорасту до 1 Дана, что-то, безусловно, будет переосмыслено, и если Вам будет интересно, могу написать второй словарь. А сейчас, то, что здесь – нормальный путь для всех кю, особенно для тех, у кого все же есть чувство юмора. А что без него можно выиграть партию? Посвящаю это своим друзьям на всех игровых серверах. Еще раз хочу сказать спасибо - Игорю. Он показал мне, что и как надо делать, когда есть цель. Чего и Вам желаю.
А. Атари - дословно "берегись", главное - не прозевать.
Адзи - обычно всегда где-то есть. От них – “все дела”. Одним словом - дырка.
Видишь - лезь в нее.
Адзикэси – нормальные, в общем, ходы. По крайней мере, в темпе.
Ацуми - это стенка, очень трудно окружить, но может остаться без глаз...
Б. Бамба - особо прочное построение камней.
Боси - это шляпа по-японски. Лучше не играй, дает мало очков.
Бееми - часто приходится на нем "сидеть". Обычно, 25 камней за 10 минут.
В. Варикоми - не имеет никакого отношения к проблемам вен :)
Означает - протискивание сквозь иккен-тоби противника.
Вариути - что-то из ходов мастеров, никто из ребят точно не знает что это такое.
“Гарантированная база при цумэ с любой стороны”. Понял что-нибудь?
Ватари - способ соединиться со своими. Когда совсем плохо. Иногда удается.
Г. Го - это оно самое :)
Готэ - это когда ты всегда второй. Почему так выходит? Это вопрос не ко мне!
Гэта - с помощью этого приема они могут съесть любой камень, какой захотят. Будь с этим внимательнее!
Д. Дамэ - степень свободы, дыхание, "ци", в общем, иногда нужно обращать на них
внимание...
Дан - можно заработать, если здорово "поломаться" на серверах... У многих есть.
Е. Есэ. Это конец партии. Там надо считать. Обычно его “сливаешь”. Так и называется -
"слить в Есэ".
Есу-миру. Это ход вопрос. Но без ответов, ты понял?
Ж. Джосеки. Их 36 томов. Нереально выучить. Следует играть те, которые знаешь. В
общем, это все происходит в углах. Бывают очень невыгодные...
З. Единственное, что приходит в голову - это "забить дамэ".
И. И. У японцев означает "хорошо", обычно употребляют, когда комментируют.
Иккен-тоби - это прыжок вверх, через пункт. Можно играть.
К. Какари - подход к углу. "Не играй какари - как учикоми". Здорово?
Ко. У тебя съели камень, и ты хочешь пробить обратно, но не можешь, потому, что по
правилам - только через ход. Говорят, что любую партию можно выиграть, если не
будет Ко-борьбы.
Ко-датэ – это ко-угрозы. “Миллион, миллион, миллион ко-угроз, на доске, на доске, на
доске, видишь ты…” J
Карами - раскалывающая атака. Готовить, прятать, не попадаться самому.
Кэси - гашение. Безопасный ход. Считай, пас.
Кири - разрезание. Старайся резать везде, где можешь.
Коми - не забудь про него при подсчете, если играешь белыми. Дает шанс "натянуть"
партию.
Комоку - камень в углу, в самом начале. Нормальный, кстати, камень.
Косуми - форма своих камней. Но очень медленно - не играй.
Кю - это мы.
Кейма - ход конем. Кейма в углу - это симари. "Кейма - режется". Быстрый ход.
"Бей по талии кейма". "Против боси - играй кейма".
Кикаси – все мои кикаси, почему-то - одновременно адзикэси. А у тебя?
Ката-цукэ – это толчок в плечо, как косуми, но камнями разного цвета. Играть.
Китай – “китайское” фусэки. Покрепче, чем санренсэй.
Кюба - срочный ход. Место конфликта, старик.
Л. Такой буквы нет у японцев ...
М. Магари-симока, это такая мерзость, которая может произойти в твоей крепости в углу.
Старайся “глазоваться” четче.
Мейдзин - крутой титул.
Миаи - понимаешь, их надо искать. Но они всегда есть. Особенно запомни, что когда
есть миаи на глаза, то можно сэкономить ход.
Мойо - надо пытаться его строить, особенно когда противник не видит. Обычно в
центре, где больше места.
Мокухадзуси - пункт 5-3 в любом из свободных углов. Лабуда. Похоже на какари без чужого
камня...
Н. Надарэ - сложная джосэка, не играть!
Ноби, это хороший ответ на все цукэ и ката-цукэ. Это очень крепко! Играй ноби.
Нодзоки – тоже темповой ход. Смотри “кикаси” и “адзикэси”. Не забывать вставлять.
О. Оба. Это большой ход. Одновременно - очень неприятный противнику. Как объяснить?
В общем, если плохо в джосэки, быстро прекращай и играй где-нибудь на просторе.
Осаэ – это блок.
П. Поннуки. Это четыре камня, если удалось ими съесть чужой. Стоят 30 очков.
Р. У японцев нет такой буквы.
С. Симари. Наконец-то добрались! Это то, что нужно делать быстрее. Два камня, а как
держат территорию в углу!
Сэнте. Старайся играть в сентэ. Чтобы противник тебе всегда отвечал. Верное дело.
Сэки. Иногда можно выкручиваться на них. Когда нет глаз, усек?
Сабаки. Вот чего я только не мог понять! Нет, ну зачем отдавать свои камни? Самому?
Санренсей. Три хоси с одной стороны. Это он. К сожалению, все знают как против него
играть :(
Сагари - это удлинение своих камней, обычно вниз. Крепкая форма, играй сагари.
Сан-сан - это камень в пункте 3-3. Представь, сразу забирает угол. Играть!
Сэмэай - если остался без глаз - порежь стенки и играй сэмэай. Говорят, что его можно
просчитать - ты веришь?
Сите - смотри Шичо (также - шиче)
Синоги - это когда можно было выкрутиться. Обычно находится только на разборе ;(
Судзи - это форма, старик! Просто ход на форму.
Сусо - поддув. Обычно к нам. Прикрывать!
Сусоаки – поддув с двух сторон. На нем не пытайся делать очки, уходи в центр,
играй на влияние.
Т. Такамоку - пункт 4-5, способ навязать незнакомые джосеки, смотри также мокухадзуси.
Тэсудзи – Мастерский ход. Есть справочники тэсудзи, задачники. В партии -
не успеваешь найти. "Не думай о тэсудзи свысока" J
Тюбан - там все и решится. В общем, начало игры. Начало боя, так скажем.
Тэнген - геометрическая середина доски. Не спешить ставить в тэнген.
Тэнуки - ход в другом месте. Бывает хорошо.
У. Учикоми. Это разрушительная техника. Выбивает все очки. Страшное дело! Не допускать
в свою территорию.
Ф. Фурикавари - это обмен. Интересно, сколько раз я ни делал - все время обманывали.
Лучше не идти на него.
Фусэки. Начало партии. Когда мы ходим в углы, потом симари, какари и хасами.
"Ни одна партия не было проиграна в фусэки".
Х. Ханэ - ход на голову нашим камням. Сразу отвечать!
Хасами. Объясню так, что захочешь играть. Это - терминация баз. Ход для мужиков!
Хаметэ - Рискованная игра. "Не играть джосэки, как хаметэ".
Хираки. Это база, понимаешь? База для твоих камней. Обычно - через три пункта. Всегда
готэ. Это самое неприятное в ней.
Хоси - пункты, помеченные жирно. Их девять. Самые простые джосэки - на хоси. Нужны
для форы.
Ц. Цукэ - это как удар у нас в каратэ. В общем, вплотную, понял?
Цукэ-ноби, цукэ-осае - клевые джосеки. Много дают...
Цумэ - поджимающий ход. Считается большим.
Ч. Чет-нечет (нигири – по-японски) - розыгрыш цвета. Черные - лучше.
Ш. Шичо. Его надо считать. Если не можешь - лучше не тяни камень.
Шичо-атари - камень на пути шичо в коридоре из 6 диагоналей.
Э. Ничего не приходит в голову. Не знаю.
Ю. Юнгсук - это корейские джосэки. Круче японских.
Я. Ямабэ - старый японский профи. Забыть.
Maksus, 2003