|
Как это не странно, но основные принципы внутренних искусств мне открылись не во время занятий различными видами китайского ушу. Я понял энергию во время тренировок Айкидо. Теперь я понимаю, что дело не в стиле, не в одежде, не в том, босиком заниматься или в тапочках. Мне посчастливилось заниматься у Вячеслава Александровича Матвеева, человека огромной внутренней энергии. Помню, как на мой вопрос о траектории движения мастер взял и бросил меня. Нет, не просто взял и бросил. Он дал бросок, во время которого я уловил, как намерение мастера на порядок опережало попытки моего разума повлиять на ситуацию. Как во сне, когда ты пытаешься бежать, а тело движется медленно – медленно, как в вязком пластилине… Мастер генерировал своим биополем разницу в течении времени – он действовал, а мои реакции едва ползли в своем временном тоннеле. Он бросал, и я ясно видел, что мастер расслабился, и позволил телу действовать свободно. Его силу не сковывали никакие ментальные барьеры. Каждая частица его движения была приложена с абсолютной эффективностью. Я летел… До этого я несколько лет занимался самбо, боролся с мастерами, меня бросали техникой, силой, ловкостью… Расщепления потоков времени я не наблюдал. Так что понимание энергии я получил конкретно через руки, через броски, через конкретного человека. В то время я был тяжелее мастера килограмм на двадцать, сильнее, гибче, выносливей. Я мог отжиматься, как машина, легко переносил тренировки со спортротой в школе Самбо-70. На первых тренировках айкидо я в течении нескольких месяцев даже не мог вспотеть. И тем не менее… Сейчас мне довелось посмотреть на многих китайских наставников. Конечно, я видел не всех. У большинства, кого я видел, можно научиться чему угодно, но передачу энергии получить нельзя. Когда приходит время показать энергию, они начинают философствовать. Единственное исключение, случившееся за последние годы – странный мастер по имени Ли Цзяньхуа. Его манера исполнения Тайцзи, Синъи и Багуа, в своеобразном силовом стиле, очень напоминающем ”южный кулак” удивила многих… Но вернемся к Айкидо. Говорят, что Уэсиба нашел эту технику в Китае. Скорее всего, так оно и было. Его манера отличается от старого Дайто рю, как Тайцзи от Шаолиня. Все эти заломы, замки, болевые приемы – все есть и в старом дзю-дзюцу. То, что отличает айкидо от дзю-дзюцу – и есть понимание энергии. И ценность Айкидо для меня – в этой энергии, а не в конкретных бросках и заломах. Кстати, я до сих пор помню всю технику Айкидо, и часто бессознательно реагирую именно этими отработанными приемами, но… При всей моей любви к Айкидо, я им больше не занимаюсь. Дело даже не в том, что в классическом Айкидо нет техники ударов ногами. Не в том, что продвинутые броски довольно болезненны. Не в ограниченности и условности атакующих техник. Я осознал, что реальность не позволяет всегда провести прием чисто, до конца. Обмен энергии таков, что ее не всегда удается загнать в обязательную траекторию броска или удержания. Реальный обмен энергией происходит на грани не- выполненных бросков, ударов, техник. В реальности никакое действие не доводится до хореографического конца. Когда во время тренировки Айкидо партнер сопротивляется – прием срывается, и что делать не знает никто. Когда партнер не сопротивляется – действо превращается в танец. Пройти по узкой грани можно, но через несколько лет прокрустово ложе приема начинает надоедать. Хочется полного обмена энергией, не стесненного условностями конкретных движений… Поэтому теперь я занимаюсь Тайцзи – туйшоу. В туйшоу нет конкретных приемов, есть разные виды усилий, разные способы преобразования энергии. Здесь изначально нет завершенности, неопределенность конкретных движений – норма. Поэтому нет числа вариантам взаимодействия, обмен энергией бесконечен, конкретные формы атак не имеют значения. При этом конкретные формы тела бесконечно важны. Тело выстроено неправильно – энергия передается неэффективно. И построение тела идет не от внешней хореографической формы, а от внутреннего ощущения энергии. И все же я рекомендую всем тем, кто хочет серьезно разобраться во внутренних боевых искусствах, лет пять позаниматься Айкидо. Это великий эталон правильного применения энергии. Техники косны, замшелы, архаичны… Но они истинны. Они выводят в реальность. Они дают ключ к пониманию энергии. И постарайтесь хоть раз поработать с опытным мастером – все же энергия передается через работу, а не разговорами. |
Алексей Кузьмин daofanshu.narod.ru 2002 |