Черно-белая игра для господ
Добрый вечер. Разрешите пригласить Вас на церемонию. Вечера нашей жизни уже превратились в церемонию. Чайная церемония, например. Это раньше, десять лет назад, мы пили чай стаканами, больше обращая внимание на то, что подается к нему, чем на что-либо другое. Теперь же, вечерний зеленый чай - норма для большинства. Мы разбираемся в формах чайников и чайных подносов, знаем тонкости заварки китайских Улунов и японских О-тя, стараемся добиваться простоты и соответствия…
Ежевечернее и церемониально-долгое общение наше с компьютером научило нас снисходительно прощать простоту сюжетов стратегических игр, как, впрочем, и легкое отсутствие стратегии в них, а так же "богатство" тактических приемов и иных форм взаимодействия в рамках человеко-машинного континиума. Наши мозги постанывают от мелкой суеты "империй и контр-страйков" и просят нас соединить их с чем-то более целостным, может быть чуть-чуть пустотным, что-нибудь напоминающим нам звездное небо теплым июньским днем.
Лично я чувствую, что мне давно пора разглядывать это самое звездное небо… Начать вслушиваться в черноту ночи. Пытаться уловить шорох растущих камней, наслаждаться ровным гудением моего внутреннего процессора и бесперебойной работой моей "личной выделенной линии".
Здесь мне, безусловно, может помочь что-нибудь утонченно-древнее. Сосредоточимся на названии. Я предпочитаю название короткое, фонетически простое, но радикально безассоциативное. Пусть это прихоть, но это зрелая прихоть. Лично мне сегодня нравится название Го.
К этому названию, в соотнесении со мной, никто не может прилепиться. Никто не может потрогать меня добрыми, заботливыми, внимательными руками. Отличный предмет. Не купить, не продать. Как говорится "ноу айдиас". У всех моих знакомых и незнакомых - "ноу айдиас".
Я ковыряюсь пальцем в японских каталогах. Я оплачиваю доставку. Я обожаю японскую упаковку, я обожаю японскую бумагу. Я стал сентиментален. Я стал неравнодушен. Я стал аккуратист. Я неравнодушен к вещам стиля "ноу айдиас". Я вынимаю это, я ставлю это перед собой. Я пересыпаю черные и белые камни. Я черпаю их, я беру их по-одному. Их перестук в чаше, как рокот дождя. Видимо, я угадал цвет чаш. Цвет чеке. Дикая груша - мой любимый цвет. Доска - тоже ничего, чуть-чуть кривовата. Я питаю слабость к чуть-чуть кривоватым доскам из японских комиссионных магазинов. Да и действительно, пусть вещь будет с историей, с запахом. Может быть это запах мастеров. Белые камни - живые, обточенная ракушка с прожилками на просвет. Я понял, что такое Го. Го - это мягкое постукивание ракушки по кае. Каябан, каябан. В тональности "Ах,мой милый Августин…" Конечно, все прошло, но поступь белых мудра. С ответом - черный базальт.
Вы догадались. Сегодня у меня церемония. Церемония Го.
Все идет вперед, все обгоняет меня. Никто больше не приглашает на комсомольские
собрания. Вокруг меня все стали господами. Рекомендую - черно-белая игра
для господ.
Да, питаю слабость к времени самураев. Тогда ценилась
пауза, ценилась пустота. Конечно, даже тогда господ оценивали количеством
вассалов. Но, не только, не только.
Какое "Ва" у этого господина! Да, да просто необыкновенно. "Ва"
- это Ваша гармония.
Если ее нет у кого-то, это не значит, что ее нет у других. Есть гармония
- значит, будет середина. Середина - это золото. В Го бывают ходы сильные,
а бывают золотые.
Я лично люблю силу. Но это зря. Это я точно знаю.
Удаленное соединение. МТУ- интел. Хрип и бульканье. Яндекс. Но следующим
вечером я держу в руках книгу. Вот книга. Охира Сюдзо сенсей. "Избранные
партии прошлого". Издание 2002 года. Тираж - сто экземпляров.
Игра первая. Шедевр Досаку. 19 ноября 1683 года. Дворец Сегуна. Белые
- сенсей Хонинбо Досаку. Их поступь мудра. Черные - на форе два камня,
сенсей Ясуи Сюнти. Я ставлю третий ход. Ход мастера - отказ от пустых
углов, подход и знакомство с черным спокойствием. Сенсей Хонинбо Досаку.
Родился в Ивами. Настоящая фамилия - Ямадзаки. Поменял ее, когда стал
четвертым главой дома Хонинбо. В 1678 году получил титул Мэйдзин, достигнув
девятого Дана. Известен под именем Госей - Святой Го. Много потрудился
над совершенствованием старинного стиля Ясуи.
Охира-сенсей ведет меня… Ходы мастеров, пронзительные
как колодцы. Колодцы времени. Старое фусеки, превосходное никкенбираки,
рукопашный бой, атака и защита, обмен - фурикавари, сомнительный ход,
решающее сражение. Изысканная игра, соединение сверху и снизу, цель противника,
разрушение в центре, скрытая ко-борьба, территория на небесах, безопасность
до конца. Последний рисунок - пятнадцатый. Он называется "Партия
жизни". Домо аригато, Сенсей, только Вы могли так написать. Вы видели
эту партию во сне. Я думаю, это был даже не сон. Таких ярких и точных
снов не бывает.
"…в наши дни есть обычай называть двухфоровую каменную игру, в которой,
давший фору, проигрывает очко - партией жизни. Этот обычай берет начало
с этой партии. 277 ходов. Черные выиграли одно очко".
Хочу пригласить Вас на церемонию. Черно-белую церемонию для господ…
Игорь Гришин, Москва, Радужная, 13, "Клуб Культуры Го", 2003 год.