Игра го и путь Го

Путь Мастера Го

сайт Игоря Гришина

Новое слово - ГО

Некоторые педагоги готовы предложить еще одну замечательную вещь, способную запудрить нам мозги и отвлечь от важных и насущных забот. Не поддается исчислению то количество времени, которое мы рискуем потратить на нее. Особенно приятно отметить то, что львиная доля усилий будет вложена лишь для того, чтобы хоть как-нибудь войти в нее, в эту вещь. И, скорее всего, это перегрузит нас, наших детей и родителей. Это отвлечет завуча, методиста и директора, время которого особенно ценно. Будем надеяться, втайне, что, может быть, удастся выстоять Окружному управлению образования. Видимо, это единственная и последняя инстанция, которая может и просто обязана остановить распространение опасного явления, о котором мы говорим. Название всего этого точно соответствует нашему описанию. Слово нерусское, незаконченное, абсолютно круглое. Главное - требующее пояснений. Это не слово - это слог, открытый и противно вытянутый. Он, этот слог, напоминает мне форточку, что постоянно сквозит, но до которой трудно дотянуться, так как она расположена высоко. Даже дети больше не имеют сил отвечать на вопрос, чем они занимаются. И правда, зачем отвечать, если потом снова придется повторить, а, скорее всего, несколько раз. Не гол, а Го, Го. Не гол.

Что для меня это слово? Судьба? Педагогическая поэма? Математика? Способ передачи знаний? А если способ передачи сути? Нет, все-таки, по-прежнему огромный риск -"захламить", "загрузить" чем-то внешним, чем-то таким, чего и так много.

Опять меня ловит эта игра. Начало - с чистой доски. Мы всегда начинаем здесь с чистой доски. Наверное, я скоро привыкну все начинать с чистой доски. Какая, должно быть, ужасная привычка. Что будет со мной? Если я буду начинать хотя бы некоторые дела так. Чистый лист. Легкая первоначальная расстановка. Даже не расстановка, присутствие. Мы играем в присутствие. По очереди. Мы знакомимся, мы фотографируем друг друга. Мы приближаемся на дистанцию шага. Мы играем в шаги. Задача проста - поделить доску, на которой ведется игра.

Разговор о гармонии. С кем я говорю сейчас? Это Илюша, ему уже пять. Илюша требует теперь, чтобы после детского сада бабушка говорила с ним о гармонии. В этом разговоре Илюша использует эту самую доску Го и камни. Я бы, скорее, назвала их фишками, но тренер научил Илюшу называть их камнями. И какая, скажите мне, разница называть фишки камнями. И какая, скажите мне, пожалуйста, гармония, если внук вот уже два месяца постоянно обыгрывает меня. Нет, извините. У меня высшее образование. Я, вообще-то, геолог. У меня всегда было все в порядке и с пространством, и с расчетами. Стоп, я не понял, кто здесь кто. Я - тренер. А я - бабушка Илюши. Здравствуйте, Игорь Алексеевич! Помните ту картонную доску, которую вы ему подарили? Да, ту, которая так странно согнулась. Вы еще сказали ему, что это щит легионера. Вы знаете, он действительно упросил нас сделать с обратной стороны ручку и носил его в детский сад. А играем мы теперь на большой. После тех соревнований, ну, после Первенства России, он заставляет нас играть только на большой доске.

Опять меня освобождает эта игра. Я собираю камни с доски. Освобождаю доску для новой игры. Доска пуста и свободна. Я тоже свободен. От информации. А, что делают они? Дети решают задачи. Томами. Все, я знаю, что они делают. Они ищут суть. Они смотрят позицию. Они смотрят на камни. Они смотрят на доску между камней. Они соединяют материальность камней и пустотность доски. Они нашли математику. Она - в соединении противоположного. Пусть даже только в возможности соединения. Пусть даже только в намеке на возможность. Игорь Алексеевич, я выиграл, с кем играть дальше? Конечно, мы разбирали партию. Да, да, мы разбирали…

Тридцать процентов на информацию, значит смотреть и слушать. Тридцать процентов на обучение, значит, рассуждать, значит, анализ и синтез. Тридцать процентов на практику, значит, поработать, хорошо поработать. Так, осталось еще десять процентов. Это что? Это не наши десять процентов. Это уже небо…

Эта игра соединяет меня. Каждый день, снова и снова. Ребенок, взрослый, продвинутый ребенок. Запись партий. Еще запись. Запись 1683 года. Японцы постарались записать. Я соединяюсь с самим собой. Я обучаю себя. Какое важное слово! Неужели это действительно возможно? Самая сложная игра на земле. Да, действительно самая сложная. Если так сложно, то мне нужно понимание. Значит, мне самому нужна суть. А если я живу, если я родился для этого? А вдруг мы все родились для поисков сути? Бог с ним, с этим Го, наконец. Моя жизнь, ведь это - сложная штучка. Нет?

Каковы вообще правила моей жизни? В моей жизни есть правила? В моей Школе? Каковы правила игры в моей Школе? С кем я должен делиться и что я должен делить? Это виноваты они - правила Го. Они достают меня до извилин. Коварство. Они просты, проще их нет. Доска пуста, ходим по очереди, задача - поделить, запрет патовых позиций. Камни не сдвигаются, но могут умирать. Меня тоже трудно сдвинуть… И, неужели, я тоже умру? Что я им объяснял? Отличная тема! Теория жизни и смерти. Основа жизни - в разделенной пустоте. Так отвечают ученики. Видимо, им почему-то просто ответить. Они читали, они решали, они играли это на доске. Они так и сказали - "в разделенной пустоте". В глазах. В глазах - основа жизни. В обратном порядке звучит не хуже… В Го ее называют глазами. Эту… Разделенную пустоту, то есть жизнь.

Если Вы приедете к нам в детский клуб Культуры Го, мы сыграем нашу встречу.
Затем, попьем чай. В конце, я подарю Вам щит легионера…

Игорь Гришин, Москва, Радужная, 13, "Клуб Культуры Го" ДТШ СВОУО, 2003 год.
igor@weiqi.ru

Игорь Гришин: Путь Мастера Го

Игорь Гришин: Путь Мастера Го

Игорь Гришин: Путь Мастера Го