Игра го и путь Го

Путь Мастера Го

сайт Игоря Гришина

Вне игры

Ничего случайного не бывает. Приглашение побеседовать с президентом Федерации Го, который в Красноярске оказался проездом, было своевременным. И для редакции, и для меня лично, и, рискну предположить, для всего Красноярска. Давно пора внести в суету города немного равновесия.
Мастер Го (по паспорту — Игорь Гришин) пригласил нас в домашний кабинет своего партнёра по игре — Сергея Скопца. И пока двое мужчин вели партию, я могла задавать вопросы.

— Игорь, мы должны были встретиться на Столбах. Не жалеете, что не попали туда из-за сегодняшних пробок?

— Зачем? Зачем жалеть? Мы заранее подготовили вари­ант встречи здесь. Могли быть Столбы, могли не быть. Есть такая японская стратегическая концепция «ми ай». По-русски это означает «оба». И в соответствии с ней нужно выбирать сразу два варианта. Ещё Ленин говорил, что в квартире настоящего революционера должно быть два выхода. А если второго выхода, говорил Ильич, нет, то должно быть окно, к которому подходит труба или по­жарная лестница. Поэтому мы сразу рассматривали два варианта. Тем более, что мы с Сергеем здесь собирались играть ещё одну партию.

— что главное в игре го? какова её цель?

— Главное и цель — это разное. Главное — от слова «глава», «голова». Это на тему лидерства, вождения, руководства. А цель — это про другое. От слова «целостность». Вот люди некоторые ищут целостность во всём. А некоторые даже не подозревают о её существовании.

— поиск целостности и есть главное?

— Нет. Это разные понятия. Можно говорить о том, что есть цель в Го и что есть главное в Го.

— Давайте. Объясните разницу.

— Главное в Го — не увлечься не тем, чем надо. Если ты увлёкся чем-то, что не является тобой, то... голова сбита, понимаете? Некоторые увлекаются результатом, состяза­тельностью. С кем-то начинают соревноваться. Как только ты увлёкся, ты себя потерял, целостность потерял. Это главное в Го. А цель Го — если мы говорим про игру на до­ске — разделить игровое поле между черными и белыми. А если говорим про цель Го для человека — это достроить свой ум и получить стратегический инструмент...

— Как построить или достроить ум можно с помощью игры?

— Только с её помощью это не сделаешь... Го обладает субъектностью только на высших степенях общения с ним. А нужен ещё учитель... Мы, кстати, выпустили книгу «Рус­ский учитель японского Го», которая выступает по отноше­нию к читателю не как объект, а как субъект.

— То есть она сама по себе?

— Да, она активная. И если у тебя есть Го и хотя бы «Рус­ский учитель...», то можно мозг достраивать... Вот давайте посмотрим, тут есть интересные разделы.

— «Глазомер и умозрение»... Сложно понять, о чём это. Что под этим подразумевается? Можно трактовать как угодно.

— Почему как угодно? Это русское слово. Которое состо­ит из двух частей: «ум» и «зрение». Это способность ума зрить. Мы привыкли, что с русским языком что угодно можно сделать. Вот с японским так не поступишь, поэто­му у японцев такие хорошие машины и компьютеры. Они уважают свой язык. Нам тоже надо научиться уважать свой язык. Для этого его надо хотя бы изучать. Люди у нас изучают что угодно — английский, китайский. А русский — не знают. И считают, что можно трактовать как угодно, потому что все так делают. А все много чего делают: бегают, суетятся. Что, нам теперь тоже суетиться?

— Я вижу, что вы не бегаете...

— Го — это отличный инструмент, чтобы настроить свой ум. Вот ты говоришь уму: «Есть у тебя такая способность, ты можешь зрить». Ум тебе отвечает: «Я — зрить?! Игорь, вообще, это не ко мне. Я тут занят, у меня такие мысли, иди ты подальше...» Ты ему говоришь: «Нет, стой, дружок. Вообще, есть у тебя такая способность. Я вот тут книжку Гришина прочитал, и там написано, что любой объект, который в тебе находится, ты можешь рассмотреть». Он го­ворит: «Как любой?» «А так! Вот помнишь, мы были с тобой на территории инициативной молодежи?» «В принципе, помню», — говорит ум. «Вот, смотри, вспомни, где мы были, как мы шли? Где была сцена, помнишь? Где палатки?» «Там и там», — говорит ум. «А откуда ты это знаешь?» «Ну, я вижу». Всё, включается умозрение. Если мы научим ум этому, то он станет нам хорошим помощником. Потому что тогда мы сможем рассматривать объекты гигантского размера. Го — это объект колоссальной, астрономической размерности. Перебор комбинаций матрицы 19 на 19 дает 361 факториал комбинаций, что примерно соответствует количеству атомов в галактике. И с помощью умозрения мы можем этот массив рассмотреть.

— Вы отделяете себя от своего ума?!

— А вы нет? Каждый человек, которого вы видите, рас­соединен со своим умом. И когда он с ним встречается, то происходит конфликт интересов.

— Отсюда поподробнее.... Какие интересы у ума?

— О, это про искусство жизни... Это Сергей расскажет.
— Человек рождается со своим умом. Потом родители рас­сказывают, как жить, потом школа. И ум начинает бегать в прошлое и будущее. Ваше тело может быть здесь, а ум — где угодно. Вместо того, чтобы быть в моменте. Жизнь — она только здесь и сейчас.

— Игорь, как вы познакомились с игрой?

— Я пришёл к Го через практику боевых искусств. Их суть тоже в том, чтобы соединиться со своим умом. Ум — наш мощнейший инструмент. Если мы не соединимся со своим умом, то руки-ноги нам не помогут. И неизбежно было то, что я вышел на Го.

— Почему японцы не распространяли игру?

— зачем учить тому, что поможет другим с тобой справиться? Но сейчас Го недостаточно распростране­но по другим причинам. Оно создавалось для других времен, для других людей. Мы вообще не знаем, что это за игра и что за люди. Может, игра была придумана вообще не для России. Или для другой России. Сей­час у людей мало времени, на Го его точно не хватит. Для себя-то не хватает. Временной ресурс — самый дорогой сегодня. Люди бедны не деньгами, они бедны временем — это самая страшная бедность. Даже самые влиятельные и обеспеченные люди бедны временем.

— А кто сейчас им богат?

— Есть такие люди, которые могут позволить себе 15 лет жить в горах. Или 15 лет не работать и только общаться с людьми. Или молчать десять дней. Или молчать хотя бы по мобильному телефону. Я два года назад от него отка­зался. А некоторые стремятся в другую сторону. Был два года назад один телефон, теперь два. И стало ещё меньше времени... Много суеты, много стяжательства.

— Тем не менее, вы работаете с людьми бизнеса...

— Го, как минимум, можно пересечь с линией бизнеса. На это пересечение можно поставить камень, школу, тре­нинг... Интересный перекрёсток. Мой перекрёсток на эту тему — это Сколково. Я там веду встречи, в том числе кор­поративные. Бывают, приходят люди из госучреждений. Бывают люди с МВА... Книга у меня есть — «Книга для вла­дельцев бизнеса и Го». Бизнес — вообще благодатная среда, туда можно что угод­но транслировать, хоть каллиграфию, и бизнес ещё за это платит. Но все-таки бизнес делает человек. Пока это ручная технология, мы можем машинам поручить только отдельные опции. И делая мышление человека более стратегичным, более гибким, мы можем добиваться, что он будет и бизнес изменять в лучшую сторону. Опять же, кто он? Владелец или топ? Конечно, го, как я её трак­тую, предназначена для владельцев бизнеса. У них мало времени и очень много дел. Главное дело — чтобы бизнес не украли. Что топам вообще непонятно. Одно из дел — не отождествиться с бизнесом и не стать топом. Тогда он просто потеряет свою рефлексивную позицию. Вообще, не все люди различают понятия «собственность» и «владение». Владение — это процесс. А собственность — факт. И можно быть собственником и не быть владельцем. То есть тебе что-то принадлежит, а владеют этим твои топы. И ты даже не знаешь, что они уже этим владеют, тебе даже могут сделать пульт, который будет создавать иллю­зию владения. Ты будешь там что-то нажимать, что-то бу­дет вроде бы происходить...

— И как го может это изменить?

— Играя с человеком, можно понять его намерения. Причём он может сам себе в них не отдавать отчёта. Только смутно понимать. А здесь можно добиться того, что он сам будет эти намерения видеть. И они будут проявляться довольно неожиданно в его бизнесе. Например, человек по жизни довольно мягкий, но принимает рискованные решения, которые могут развалить его дело. Часто видна жадность, хотя в жизни человек вроде не жадный. Здесь это можно найти и с этим поработать и предостеречь от подобных хо­дов в жизни. Очень важно понять, что ты не можешь, чтобы не пребывать в иллюзиях. Тогда ты будешь знать, что нужно развивать. Или делегировать это кому-то.

— А часто вы сталкиваетесь с тем, что люди хотят узнать, чего они не могут?

— Я не знаю, как на этот вопрос ответить... Вообще, надо поменьше сталкиваться...

— Хорошо, встречаете...

— Да, надо чаще встречаться... Вот посмотрите, как инте­ресно: вы употребили глагол «сталкиваться»... Почему? Вам нравится сталкиваться? Откуда у вас этот глагол? Кто вам его подбросил, откуда он пришёл? Вам хочется на до­роге стоять, под дождём или на жаре, страховую ждать? И это все русский язык. Мы меняем глагол «сталкиваться» на «встречаться», начинаем встречать хороших людей, с которыми можно делать дело, общаться.

— Игорь, вы можете сказать, какой ваша жизнь была раньше? До Го?

— (Пауза.) Просто... не у всех людей есть биография. Не­которые её уничтожили, некоторые мифологизировали, некоторые забыли. Я со своей сделал второе... Не могу взять и рассказать свою биографию. Могу показать книгу, в кото­рой она мифологизирована.

— Зачем вы это сделали?

— А зачем человек её вообще помнит? Пусть мне кто-то скажет — зачем?

— У каждого свои цели...

— Вот эта книга — «Мастер Го» — есть то, что я сделал со своей биографией... Там она мифологизирована на боль­шую глубину...

— Я так понимаю, что нашим читателям мы не сможем расска­зать, кто такой Игорь Гришин? Только отослать к этой книге?

— Тогда мы хорошее дело сделаем. Я вообще считаю, что людям надо рекомендовать хорошую литературу. А ре­комендую я не только свои книги...

— И по каким критериям выбираете, что рекомендовать?

— Если я книгу прочитал раз двадцать, то могу её совето­вать. Если сам написал, то это ещё не повод для рекомен­дации. Но я и свою перечитал много раз, и с моей точки зрения, она интересна.

— Миф про Игоря Гришина в прошлом интересен для него же в настоящем?

— Ну да... (Пауза) Когда люди в го достигали уровня, который для них был важен, они меняли имя. И были в Японии такие мастера, которые несколько раз меняли имя.

— У вас нет желания поменять имя?

— Я поменял. Раньше был Игорь Гришин, стал Мастер Го.

— то есть именно так надо было к вам обращаться?

— Да нет, я же в паспорте не поменял... Можно Игорь... Один писатель сказал, что многие люди участвует в битвах за прошлое. Так вот, я не хочу сражаться за прошлое даже в своём интервью.

— Хорошо, если не хотите говорить, тогда другой вопрос: кто та­кой Мастер Го в будущем?

— Ух... это не ко мне. Это к ламам. Есть же люди, для ко­торых прошлое, настоящее и будущее связано, и они могут путешествовать туда, причём вместе с тобой... Од­нажды я имел трехчасовой разговор с ламой. Я не хотел в прошлое, но лама меня собрал, и мы туда отправились, некоторые моменты скорректировали, потом поехали в будущее. Лет на 30-40. Он мне показал, какие люди бу­дут, какие дороги, Интернет, какие города. И предложил мне до этого будущего дожить. Он и сам собирался.

— Вам захотелось дожить? Картинка будущего вас порадовала?

— Да, стоит там оказаться. Она, как минимум, при­кольная.

НЕ ГОВОРИ «ГО», ПОКА НЕ ПЕРЕПРЫГНЕШЬ

Го — стратегическая настольная игра, возникшая в древнем Китае между 2000 и 200 годами до н. э. До XIX века культивировалась исключительно в Восточной Азии, в XX веке распространилась по всему миру. Го является одной из наиболее распространенных настольных игр на Земле. По состоянию на 2000 год в мире играло в Го около 27 миллионов человек, то есть в среднем на 222 жителя планеты приходился один игрок в Го. Более 22 миллионов игроков в Го (свыше 80% от общего числа) — жители Юго-Восточной Азии. В России насчитывается около 80 ООО игроков. Среди множества настольных игр Го выделяется ещё и тем, что она оказалась наиболее сложной для компьютера. В то время как в шахматах сильнейшие программы играют на одном уровне с сильнейшими шахматистами, в Го даже лучшие из существующих программ существенно слабее средне играющих любителей.

Журнал "Банзай", август 2010 года.

Игорь Гришин: Путь Мастера Го

Игорь Гришин: Путь Мастера Го

Игорь Гришин: Путь Мастера Го